В нынешнем году московский трафик ускорился на 1 км/ч, притом что количество автомобилей увеличилось до 4,5 млн машин.
Средняя скорость движения автомобиля в Москве в январе — сентябре 2014 года в пиковые часы по будням выросла до 27,2 км/ч — с 26,4 км/ч за аналогичный период прошлого года. Такие подсчеты представили «Известиям» в компании-операторе спутниковых мониторинговых и охранно-поисковых систем «Геолайф Эшелон». В основном такое улучшение связано с вводом платных парковок, говорят эксперты. В столичном госучреждении ЦОДД (Центр организации дорожного движения) также отмечают положительную динамику изменения скорости движения.
— Данные собираются с автомобилей, в которых стоят разные телематические блоки ГЛОНАСС/GPS. Мы получаем данные с порядка 500 тыс. автомобилей, этого достаточно, чтобы сделать точные наблюдения, — описывает методологию исследования гендиректор «Геолайф Эшелон» Анатолий Курманов. — В отличие от других организаций, которые ведут подобный мониторинг [«Яндекс.Пробки» с помощью анализа данных, собранных с мобильных гаджетов, на которых установлено соответствующее приложение, или ЦОДД, который снимает показания специальных уличных датчиков], мы всегда видим, движется ли автомобиль или он, к примеру, припаркован. Более того, нам не нужно отличать автомобиль от пешехода или велосипедиста. Кроме того, при расчете средних скоростей мы не учитываем дорожные работы, перекрытия дороги во время праздников и прочие временные явления.
По результатам исследования, быстрее всего в будние дни транспорт в пределах МКАД движется с 9 часа утра и до 16.30. В этом промежутке в январе — сентябре 2014 года средняя скорость колебалась от 27 км/ч до 29 км/ч (в 2013 году — от 26 км/ч до 28 км/ч). Средняя скорость в будние дни по утрам (с 7.30 до 10.00) за этот же период выросла на 1,5 км/ч, до 28,5 км/ч. В вечерние часы пик (с 17.00 по 19.30) показатель вырос скромнее: с 23,3 км/ч в 2013 году до 23,7 км/ч в 2014 году. При этом средняя скорость летом, когда пробок становится традиционно меньше из-за сезона отпусков, осталась примерно на том же уровне: 28,4 км/ч в 2013 году и 28,6 летом 2014-го.
Похожая динамика и в пределах Садового кольца: если в 2013 году в будние дни средняя скорость тут составляла 20,3 км/ч, то в 2014 году она поднялась на 1,3 км/ч. Утром по Садовому кольцу в прошлом году автомобили ездили в среднем со скоростью 26,7 км/ч, в этом году показатель вырос до 27,5 км/ч. Меньше всего выросла средняя скорость в вечерние часы, с 16,5 км/ч в 2013-м до 17,4 км/ч в 2014-м.
При этом парк транспортных средств в Москве с июля 2013-го по июль 2014 года (самые свежие доступные данные «Автостата») вырос на 225,2 тыс. штук и составил 4,53 млн штук.
Улучшение транспортной ситуации в городе отмечают и в ЦОДДе. Там это связывают преимущественно с недавней непопулярной реформой — введением платной парковки в центре города.
— В зоне платной парковки была выявлена положительная динамика изменения скорости движения, что указывает на эффективность введения платной парковки. В исследуемых районах наблюдается рост пассажиропотока на станциях Московского метрополитена и остановках наземного городского общественного транспорта. Мы отмечаем уменьшение количества маятниковых автомобильных миграций типа дом-работа-дом на 18% в черте города и на 14% из Московской области, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ЦОДДа.
— Транспортная ситуация в Москве действительно стабилизировалась, я ожидаю позитивную динамику, — отметил начальник аналитического отдела экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков. — Сыграли свою роль и платные парковки, которые снизили количество автомобилей, выезжающих в центр. Более того, у нас реализуется масса дорожных проектов, ведется реконструкция нескольких магистралей и открываются новые развязки. Еще один фактор — точечная оптимизация светофоров, изменение разметки и прочие не столь значительные, но, как мы видим, дающие результаты меры. Строительство и открытие новых станций метро тоже сыграли свою роль. Также определенный эффект есть и от запрета въезда грузовиков на МКАД в дневное время, хотя частично он был компенсирован наплывом легковых автомобилей.
— Что касается центра города, то количество пробок за последний год действительно уменьшилось. Это в большей степени связано с появлением платных парковок, — подтвердил гендиректор Института развития территорий (TDI) Павел Тигер. — Машины, которые стояли в два ряда, так больше парковаться не могут. И появилась свободная полоса для движения транспорта. Что касается МКАД и спальных районов, то особые перемены не ощущаются, но в тех местах, где появились транспортные развязки на вылетных магистралях на МКАД, действительно ситуация стала немного лучше, но она по-прежнему далеко не идеальна.
Отмеченное незначительное улучшение малозаметно для рядовых автомобилистов.
— По моим личным ощущениям, ничего кардинально не изменилось. Где пробки были, там они остались, где не было — там и нет. Серьезного облегчения никто не почувствовал. Увеличение скорости в городе на пару процентов вообще для водителя незаметно. На самом деле то, что не стало хуже, уже для нас большое достижение, — отметил координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
— Привычное улучшение ситуации с трафиком в летний период было усилено нововведениями в области пресечения нарушений правил парковки и заградительными мерами относительно въезда в центр. Но с наступлением «грязного» сезона все обратно сели на свои авто. Поэтому особых изменений к лучшему в скорости доставки мы не почувствовали, — скептически оценил ситуацию директор по маркетингу службы почтовой доставки «СПСР-Экспресс» Алексей Жуков.